Классика: от простого к сложному…

Эксклюзивно на RGNSO.RU: С заслуженным деятелем культуры РФ, хореографом ГАУ НСО «Спортивная школа художественной гимнастики» Людмилой ЧУЖАЙКИНОЙ мы встретились сразу по завершению ее открытого урока «Классический танец, как основа движений в художественной гимнастике».

Хореограф Людмила Чужайкина

- Людмила Валентиновна, более чем вековой путь становления художественной гимнастики, не вызывающий разногласий: начало прошлого века – основоположники с Айседорой Дункан – экзерсис классического танца плюс физика упражнений – современная отечественная интерпретация вида спорта.

За последние годы какие-то новеллы в методиках преподавания хореографии юным и маститым гимнасткам появились или классика не нуждается в инновациях?

- Хореография – движение под музыку. В гимнастике – хореография – это классический танец. И само понятие «классический» и элементы движения из танца перешли в гимнастику. И это произошло ни так давно, как вы полагаете. Раньше просто двигались под музыкальное сопровождение и все.

С развитием художественной гимнастики о себе дал знать дефицит упражнений и их элементов. Вроде уже все было придумано. Уже, казалось бы, из чего, что взять? А вот, она, - классическая хореография, танец, балет, как элементарная кладовая. И постепенно, пошагово в истории мы видим, как бралась за основу классическая танцевальная постановка движений, которые необходимы были для дальнейшего внедрения в занятия. Развивая их и совершенствуя, классический танец буквально вплелся в художественную гимнастику. Абсолютно с первого движения и до последних прыжков – все в элементах вида спорта. Этот процесс развития был и остается перманентным, органичным, но не так заметным для неспециалистов, чтобы сложилась однозначная широкая классификация новых креативных подходов последних десятилетий в преподавании классического танца. Да и в этом нет необходимости.

Фото: На открытом уроке классического танца

- Цитирую одного из экспертов: «Художественная гимнастика на глазах усложняется технически, она становится чрезвычайно энергетически затратной для гимнасток. Все чаще они тренируются до полного упадка сил и выступают на грани физических возможностей.»

Автор этих строк сгущает краски или доля правды в них все же присутствует? Не девальвирует ли классический танец, как основу движения в художественной гимнастике, так называемая «физика уставшего тела» спортсменок, работающих на износ?

- Дело в том, что движения классического танца по своей методике внедрения в вид спорта должны только помогать правильности и щадящему режиму нагрузок при выполнении сложных и энергетически затратных физических упражнений. Если сейчас посмотреть и послушать требования тренеров к элементам, которые выполняют юные гимнастки, то они абсолютно совместимы с классическим танцем. Подчеркиваю – при правильной, выверенной методике использования в тренировочном процессе и последующем публичном соревновательном исполнении элементов программ.

Но это не значит, что надо всю классику интегрировать или переводить в художественную гимнастику.

Фото: На открытом уроке классического танца

Понимаете, классический танец - это основа перехода от простого к сложному. Чтобы хорошо вращаться, стоять долго на ноге. Уметь правильно стоять на «полу-пальцах» - это безусловное требование в гимнастике. Надо же поставить спортсменку в это положение. Оно из классического танца. Постояли, ось нашли, затем перешли во вращение. А поскольку в художественной гимнастике и прыжки в подъем, то возникает кульминация всего классического исполнения - взлет с высокой амплитудой, который собирает мышцы и концентрируют физические силы. И великолепная растяжка, и высота прыжка. А начинаем, как сами видите, с простого занятия у хореографического станка. Системность упражнений и усилий проявляется в дальнейшем гармоничном развитии тела, которое начинает смело реагировать на повышенные нагрузки.

- «Смело реагировать» - это, конечно, замечательно, но перегрузки могут и надломить юный организм, и физически, и морально. Вы не прослеживаете такую тенденцию?

- Да, тенденция усложнения программ, доведения ряда упражнений до автоматизма очевидна. Особенно это прослеживается в гимнастике высших достижений. Но, конечно, в массовых занятиях все не так страшно, как высказался процитированный вами эксперт.

Основополагающий классический танец фактически борется с физической усталостью гимнастки, когда начинается художественная часть ее выступления. Фигурально выражаясь, она отдыхает в пластике танца. Концентрирует силы и эмоции. Он, как бы «опоясывает» юную спортсменку и дает ей новый заряд.

Фото: На открытом уроке классического танца

Тем не менее, не должно быть перенасыщения программы упражнениями. Очень хочется видеть больше корпуса гимнастки, больше танцевальных элементов, чтобы это было зрелищно и преподносилось как маленький, но настоящий спектакль. Тогда у спортсменки будет возможность и свое нутро развить, и показать все это в своих упражнениях, а не зацикливаться на их механическом исполнении. В этом я убеждена.

- Как уйти от главенства профессиональных целей побеждать всегда и везде, когда все мы требуем, чтобы наши были первыми? Есть ли будущее именно у художественной составляющей гимнастики? Есть ли в развитии вида спорта «золотая середина» или всегда придется чем-то ради чего-то жертвовать?

- Мне кажется, что есть. Ведь и цели, и задачи тоже цикличны. Посмотрите, сегодня даже в театральных постановках ощущается стремление возвращаться к раннему классическому балету, в котором было больше красоты, искусства передачи зрителям души движений, а не их механики. И это не зря. Я думаю, что вернется к этому и художественная гимнастика.

Но в этом, конечно, законодатель Ирина Александровна ВИНЕР-УСМАНОВА. Очевидно, она смотрит от возможностей тех, кто к ней приходит в команду. Были, например, КУДРЯВЦЕВА, ЧАЩИНА с их лиризмом, тонким восприятием музыки, гармонией и акцентами на линиях, пластике и их программы имели соответствующую выигрышную основу. Сейчас в сборной появились не менее талантливые гимнастки, но у них иные более жесткие, технические сильные стороны. Они хороши, но, мне кажется, в их данных нет такого душевного художественного начала, на котором однозначно можно было бы открывать их миру. Появится другая команда, и затанцуют наши девушки. Ирина Александровна это сразу почувствует и перестроит работу под сильные стороны спортсменок.

Могу в чем-то ошибаться, ведь в художественной гимнастике я дилетант…

- То есть, как это понять? Скромничаете?

- В художественную гимнастику я пришла из балета всего лишь десять лет назад.

Сравнительно недавно работаю в команде Веры Николаевны /БАХМУТОВОЙ, - директор ГАУ НСО «СШ художественной гимнастики», - собеседник/.

Конечно, сегодня я уже на многое смотрю иначе и разбираюсь в нюансах. Многое перестроила, оказывая помощь тренерам в доработке элементов. Анализирую, стараюсь найти для девочек индивидуальные линии развития. Но мне никогда не нравились чисто механические подходы в работе и излишняя загруженность программ элементами. Очень хочется, чтобы девочки тонко чувствовали музыку. Ведь на начальных стадиях они ее, как таковую не слышат, а в ней важно улавливать гармоничное содержание.

- Наблюдая, как вы преподаете на открытом уроке, поймал себя на мысли, как тонко вы доминируете над девчонками. Они чрезвычайно собраны и деловиты и в то же время расслаблены и увлечены. Простите за банальность, но, как вам это удается?

- На занятиях самых маленьких стараюсь сразу научить их думать о том, что и ради чего они делают. Конечно, им хочется порезвиться, и когда вводят серьезную хореографию, они теряются. Начинаю применять игровые методики. Бывает, что я и массовик-затейник. Но когда нужно сосредоточиться на структуре того или иного движения, очень помогает наглядный показ. Не просто его очерчу, а продемонстрирую образ – плавный, тягучий, например, как тает мороженое на жаре, как опускается ложка, брошенная в густую сметану. Не просто наклонилась, а сорвала цветочек, и он распустился в руках. Вижу, как эти образные зарисовки с элементами актерского мастерства, обязательно с озвучиванием каждого элемента, им помогают. И они начинают танцевать, уже ассоциируя себя с маленькими звездочками на небосклоне художественной гимнастики.

Потом, когда ухожу с урока, особенно после малышей, ощущаю, как они растут и учатся мыслить, поэтапно осваивая физику тела, находить параллели и аллегории в искусстве, а не в каком-то автоматическом запоминании и безукоризненном выполнии движения. И это очень приятно осознавать.

RGNSO.RU
Собеседник:
Вадим Виленский